БЕЛАРУСЬ
Народные художественные промыслы и ремесла Белоруссии
Кузнечное ремесло одно из старейших ремесел Белоруссии. Сельский кузнец,
«коваль», изготавливал: подковы, гвозди, ножи, серпы и косы, лопаты и сковороды. Кузнечное дело считалось у славян занятием таинственным. В славянской мифологии
кузнецам покровительствовал бог огня Сварог. Подкова – самое распространенное
изделие кузнеца – до сих пор считается в народе амулетом и оберегом. Прибитая
над дверью концами вверх, она не пустит зло в дом; прибитая над кроватью –
избавит от дурных снов; подкова в дымоходе помешает влететь ведьме.
Гончарное ремесло на территории Белоруссии известно с эпохи неолита, когда появились первые вылепленные вручную глиняные изделия, посуда для приготовления пищи на огне. Гончары формировали посуду на ножном гончарном круге, обжигали в горнах или домашней печи и подвергали декоративной обработке. Различали несколько способов: обваривание («гартаванне»), задымливание и глазуровка («глазуравание»). Обваренная в овсяном тесте, а затем обожженная посуда получалась пятнистой («рябой), задымленная – черной, остальная – красной, глазурованной и простой. Со временем гончарное ремесло, как и многие другие, превратилось в искусство. Отдельной темой развития гончарного ремесла является мелкая пластика. Выполненные из глины различные символические животные, музыкальные инструменты, игрушки и многое другое являются важным направлением в белорусской традиционной керамике.
Плетение из лозы – одно из самых древних ремесел в Белоруссии. Из ветвей древесных растений возводили жилища, хозяйственные постройки, делали изгороди, детские колыбели, кузова саней и повозок, мебель, детские игрушки и посуду. А самыми распространенными изделиями из лозы были корзины. Из корней сосны, ели, можжевельника изготовляли утварь и посуду; из бересты делали солонки, табакерки, сумки, берестой оплетали глиняную посуду («берасцянкi»). Повсеместно употреблялось липовое лыко; из него плели лапти, кошели («варэнькi»), вили веревки. Лозоплетение – одно из наиболее хорошо сохранившихся ремесел на сегодняшний день. Навыки этого народного ремесла практически не были утрачены, а изделия – корзины, мебель, сувениры – пользуются неизменным спросом.
Соломоплетение одно из древнейших ремесел в Белоруссии. Из соломенных жгутов
плетут разнообразные короба, посуду для хранения продуктов, шкатулки, игрушки,
шляпы и др. Различные фигуры из соломки – это не просто игрушки, это символы божества,
защитники. Конь – герой многих поверий – всегда сопровождал мужчину и был ему и
другом и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла –
Мать-Прародительница, защитница женщин, птицы – души предков, охраняющие и
помогающие живущим на Земле. Подвесные соломенные «пауки» изготавливались ко
дню зимнего солнцестояния. Паук с паутиной символизировал Создателя и его
творение – Вселенную. «Паука» вывешивали на самом на самом почетном месте дома
– в красном углу, над столом. Он медленно вращался в струях теплого воздуха,
восходящего от пищи, и отбрасывал тени. Им приписывалась способность собирать в
себе негативную энергию. В день весеннего равноденствия «паука», прослужившего
всю зиму, обязательно сжигали.
Практически в каждой местности наряду с кузнецом, гончаром и мельником был свой
бондарь, который изготавливал бочки и посуду из дубовой, сосновой, еловой,
осиновой клепки. Клепками назывались особые дощечки. Есть два их вида – колотые
и пиленые. Колотые делаются вручную, пиленые – с помощью пилы. Между собой
клепки стягиваются обручами – металлическими или деревянными. Емкости для воды, соков, напитков ( транспортная бочка, кадка – «вадзянка»,
бочонок – «бiклага, барылка»), для хранения продуктов и различных вещей
(«кубел» - для хранения одежды, лохань – «балея» для стирки белья, квашня –
«дзяжа» и др.). Опытный бондарь владел и владеет не только приемами изготовления посуды, но и
понимает особенности той или иной породы древесины. Так, мед лучше всего
хранится в липовой бочке, а в посуде из дуба быстрее всходит тесто.
Резьба по дереву
Резьба – самый древний способ украшения изделий из древесины. Композиции традиционной орнаментальной белорусской резьбы обычно красиво и
свободно развиваются в виде побегов растений. Излюбленный мотив – виноградная
лоза. Традиционно белорусы украшали резьбой деревянные суда и дома, мебель и посуду,
ткацкие станки и прялки. Одними из самых распространенных орнаментов были так
называемые солярные знаки или символы Солнца. Солнце олицетворяло начало жизни
и чистоту человеческих помыслов. Известны и другие знаки. Так, дерево является
символом взаимосвязи всего в мире, жизни рода: корни дерева – предки, ствол –
живущие, крона – будущие поколения. Изображение коня приносит счастье,
плодородие. Гусь, лебедь и утка являются символом доброго начала. Петух,
павлин, курица оберегают от дурного глаза. Современные белорусские мастера возрождают традиции, изготавливая самые
разнообразные предметы – резные шкатулки, деревянные скульптуры, резную
деревянную мебель, картины из дерева, резные фигуры и другие изделия.
Ткачество
Ткачество - один из самых распространенных видов белорусского народного
искусства. Умение ткать было обязательным для каждой крестьянки. Основную часть
приданного девушки составляли тканые изделия: одежда, постель, рушники,
скатерти. Основными материалами для ткачества служили и служат лен, овечья шерсть,
конопля.
С ткачеством связано много старинных народных обрядов и обычаев. Рушник – не только кусок ткани для бытовых или хозяйственных нужд. На рушнике
принимали новорожденного, подносили и подносят хлеб-соль, украшали красный угол
в хате. При всем многообразии декоративных и композиционных решений, которыми
отличаются рушники из разных мест Беларуси, их объединяют и некоторые общие
черты. Как правило, они имеют белое поле, на котором преимущественно по концам
располагается тканый или вышитый геометрический узор красного цвета, часто с
небольшим добавлением черного или желтого. Скатерти (абрусы, настольники), как и рушники, также выполняли весьма важную
обрядовую и декоративную роль в народном быту. Характер декора, рисунок
орнамента, колорит скатертей и рушников во многом близок, хотя декор скатертей
более сдержан и деликатен. Рисунки: ромбы символизируют благополучие, солнце, красный цвет – символ огня,
жизни, черный – символ земли, почвы, васильковый – цвет неба, белый – цвет
здоровья, свободы. Ткачество как народное ремесло (помимо сферы художественной промышленности)
живет и развивается в Беларуси и в наши дни.
Валяние
Валяльный промысел издавна играл важную роль в быту белорусов. Он имел целью
валяние сукна и изготовление войлока, валенок, шапок. Из сукна шили верхнюю
одежду, головные уборы, штаны. Войлок шел на изготовление конской упряжи:
седелок, седел, хомутов. Валяная войлочная шапка «магерка» - один из основных головных уборов белорусских
крестьян. Летом белорусы носили широкополую войлочную шляпу – «брыль»,
«капялюш». В конце 19 века в обиходе зажиточных крестьян появилась зимняя обувь – валенки.
Иногда валенки украшались аппликацией, росписью, вышивкой (в том числе бисером,
стеклярусом). Сейчас древнее ремесло валяния снова вошло в моду. Старый народный промысел
возрождается.
Плотничество и столярное дело
Плотничество (по-белорусски – цяслярства) были повсеместным занятием еще в феодальную эпоху. Основная масса плотников (теслей) проживала в селах и в качестве феодальной повинности выполняла все строительные работы в имениях и частных фермах. Артели плотников, кроме жилых построек, возводили мосты и плотины, ветряные и водяные мельницы, сооружали деревянные церкви. Столяры делали двери, оконные рамы, декоративно-прикладные изделия; другие специализировались на изготовлении мебели, домашней утвари, ткацких станков. Из липы, ольхи, осины изготавливалась разнообразная долбленая посуда и утварь.
Плотничество (по-белорусски – цяслярства) были повсеместным занятием еще в феодальную эпоху. Основная масса плотников (теслей) проживала в селах и в качестве феодальной повинности выполняла все строительные работы в имениях и частных фермах. Артели плотников, кроме жилых построек, возводили мосты и плотины, ветряные и водяные мельницы, сооружали деревянные церкви. Столяры делали двери, оконные рамы, декоративно-прикладные изделия; другие специализировались на изготовлении мебели, домашней утвари, ткацких станков. Из липы, ольхи, осины изготавливалась разнообразная долбленая посуда и утварь.
Расцвет этого народного искусства пришелся на вторую половину 19 века. Широкое распространение получили – росписи по дереву, ткани, стеклу. В интерьере народного жилища появляется расписная мебель, ковры на холсте, картинки и иконки на стекле. Белорусская роспись стекла выделяется среди других склонностью к растительно-орнаментальным мотивам. Кроме растительных мотивов часты изображения птиц, животных. Контуры рисунков обводятся уверенной черной линией.
Народный костюм
Основные виды одежды, составляющие народный костюм белоруссов, были известны в 11-12 вв. К концу 19 – началу 20 в. сложились ярко выраженные этнические особенности белорусского народного костюма. Для мужчин – длинная полотняная сорочка, узкие штаны, пояс, иногда жилет. Разнообразны были головные уборы: войлочные «магерки», соломенные шляпы, овчинные шапки. Будничной обувью служили лыковые лапти, кожаные лапти («пасталы»); праздничной обувью были кожаные сапоги («боты»). Женский костюм состоял из полотняной сорочки с прямыми поломи, длинными рукавами, глухим воротом, завершенным отложным или стоячим воротничком, около которого ткань собиралась в мелкие сборки, льняной или шерстяной юбки («спадница», «андарак»), а также фартука, пояса, иногда безрукавки («гарсет», «кабат». «шнуровка»). Будничная обувь была такой же, как и у мужчин, а в праздники зажиточные крестьянки надевали высокие ботинки на каблучке. На территории Белоруссии исследователи выделяют более 30 разновидностей народного костюма, достаточного строго привязанных к определенной местности.
Детали народной одежды широко используются и в современной моде. Этнические мотивы остаются в числе наиболее устойчивых модных тенденций.












